Мобильный скоринг

Украинские банки проверяют заемщиков с помощью соцсетей и мобильного скоринга

Повлиять на решение банка о выдаче займа может страница клиента в соцсетях, его общительность и наличие нового телефона.

Для оценки заемщика специалисты кредитных организаций традиционно используют банковский скоринг. Это автоматическая система оценки человека в баллах по ответам, которые он дает в специальной анкете. После оценки и проверки каждой характеристики формируется некий общий балл, который показывает приблизительную надежность клиента. К примеру, у банка есть недобросовестные клиенты с определенными параметрами – уровнем дохода, отсутствием или наличием машины, уровнем образования и пр. И по аналогии банк считает, что люди с такими же характеристиками вряд ли будут более дисциплинированными и может принять решение об отказе в выдаче кредита.

Более тщательные проверки проводятся при выдаче займа компаниям – обязательно проверяется не замешано ли ее руководство в каких-либо финансовых скандалах. Проверяется абсолютно все: реестры судебных решений, реестры недвижимого и движимого имущества и пр.

С недавнего времени кредитные организации стали использовать разработки в сфере big data, обратившись к мобильным операторам за услугой мобильного скоринга. Операторы не дают банкам никакой конкретной информации о человеке, только общую оценку, составленную на основе определенных характеристик. Оценивать могут по самым различным параметрам: трафик в роуминге, количество звонков в день рождения, сумма максимальных платежей, часто ли человек попадает под блокировку и выходит из нее, данные геолокации и пр. Всего учитывается около 400 параметров, которые влияют на общий балл.

Также кредитные компании обращаются к профилям в социальных сетях. Во-первых, с целью дополнительно удостовериться в личности заемщика, его месте работы. Во-вторых, чтобы сопоставить информацию из профилей для подтверждения уровня доходов.

Мобильный скоринг позволил значительно усилить качество отбора заемщиков, поэтому от изучения профилей в соцсетях многие банки уже начинают отказываться. Тем не менее, кредитные организации все еще используют социальные сети, изучая вкусы, образ жизни заемщика – это все учитывается в подборе предложений других продуктов компании и каналов коммуникации с клиентом.

Напомним, ранее мы писали о том, что получить кредит в 2019 году украинцам будет сложнее из-за ужесточения требований банков.