Особенности развития рынка МФО в Украине

FinRetail-2019: особенности развития рынка МФО в Украине

В пятницу, 29 ноября, в Pochayna Event Hall прошла ежегодная финтех-конференция FinRetail.

PSP Platon является ежегодным спонсором FinRetail и занимает лидирующую позицию в обслуживании микрофинансового сектора Украины.

FinRetail-2019: особенности развития рынка МФО в Украине

Итак, в рамках конференции эксперты поделились своими наработками и обсудили вопросы развития сферы микрокредитования в Украине. В частности, в рамках панельной дискуссии с участием НБУ и микрокредитных организаций эксперты обсудили прозрачность рынка МФО. По данным представителей Нацбанка, в ближайшее время в Украине не планируется вводить ограничения по процентным ставкам, но повысятся требования к маркетинговым стратегиям компаний, выдающих кредиты до зарплаты. А именно: МФО нужно будет детально указывать в рекламе и на сайте все расходы, которые несут заемщики без сносок, «звездочек», при этом крупным шрифтом.

FinRetail-2019: панельная дискуссия

Кроме того, в рамках дискуссии специалисты отметили, что больше значение имеет не только повышение прозрачности работы МФО, но и воспитание платежной дисциплины заемщиков, а также повышение их финансовой грамотности.

FinRetail-2019

Поэтому в НБУ было создано управление защиты прав потребителей финансовых услуг, которое поможет микрокредитным организациям трансформировать маркетинговые решения, чтобы соответствовать новому законодательству.

FinRetail-2019: выставочный зал

К слову, больше всего жалоб вызывают совсем не тарифы МФО или дезинформирующие заемщиков рекламные сообщения. Таковых оказалось совсем не много. Более 90% жалоб в НБУ были по поводу необходимости возвращать займ. То есть, население берет кредиты по известным им процентам, а потом жалуется на тот факт, что данные проценты нужно возвращать.

По мнению специалистов, процентные ставки в Украине имеют тенденцию к снижению за счет высокой конкуренции. Но даже при том, что они выше, чем в банках, они не оказывают негативного влияния на добросовестных плательщиков. В частности, при среднем займе около 5 тысяч гривен проценты составляют около 200 гривен, что не является неподъемной суммой. Проблемы возникают именно тогда, когда заемщик нарушает условия договора и ему приходятся возвращать не только кредит и процент, но и пеню за просрочку.

FinRetail-2019: Dinero

В рамках доклада также подробно рассмотрены такие вопросы, как влияние конверсии верификации на финансовый результат, особенности выбора тарифа и особенности подсчета затрат на погашение на уровне «омниканальности». В этом году руководитель отдела маркетинга PSP Platon Гела Слюсарчук выступил в потоке МФО с темой «Money Journey: конверсия, эффективность и расчет тарифа».

FinRetail-2019: руководитель отдела маркетинга PSP Platon Гела Слюсарчук

В частности, речь шла о двух разных подходах payday loan- компаний к оценке эффективности работы. Первый предполагает ориентацию на конверсию и эффективность, второй – на самый низкий тариф. В ходе доклада Гела Слюсарчук развенчал мифы о том, что эквайринг для МФО – это дорого, и что самый низкий тариф экономит средства. Он провел сравнительную характеристику данных подходов на основе математической модели, показав, как МФО может заработать существенно больше, правильно подобрав тарифный план платежного провайдера.

FinRetail-2019: стенд PSP Platon

Кроме того, специалист PSP Platon поделился несколькими лайфхаками, которых стоит придерживаться МФО. Во-первых, пользоваться интернет-эквайрингом, потому что погашения, полученные онлайн всегда дешевле погашений оффлайн. К тому же, заемщики не всегда склонны доносить деньги в оффлайн-точки, если им не удалось погасить долг через интернет. Во-вторых, стоит обращать внимание на процент погашений онлайн и оффлайн. Если доля оффлайн-погашений выше 10% — значит у компании проблемы с онлайн-погашением, в результате чего МФО теряет даже не тысячи, а миллионы гривен в год. И третье, на что стоит обратить внимание – грязная конверсия. Учет всех обращений, особенно неуспешных, даст компании возможность понять свои слабые стороны и оценить реальные траты на привлечение клиентов.

FinRetail-2019: PSP Platon

FinRetail-2019: PSP Platon

Более подробные пояснения к докладу вы можете почитать в статье Money Journey: как конверсия влияет на финансовый результат МФО