Мошенничество в Р2Р-платежах

Как обманывают владельцев карт: схемы мошенничества, актуальные в 2019

Уровень платежного мошенничества в Украине продолжает расти с каждым годом, постоянно появляются новые схемы обмана.

Игроки платежной индустрии стараются своевременно реагировать на происходящее, используя все более сложные технологии защиты данных. Тем не менее, достаточно большое количество мошеннических операций с платежными картами происходит из-за невнимательности самих жертв обмана.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы мошенничества в такой сфере, как перевод с карты на карту, актуальные в 2019 году.

Ваша карта будет заблокирована!

Сообщение такого содержания клиенты получают на номер телефона, к которому привязана банковская карта. В SMS указано, что она будет заблокирована. А чтобы предотвратить это – якобы нужно обратиться по указанному в том же сообщении номеру телефона.

Невнимательный владелец «пластика», вместо того, чтобы позвонить в свой банк, звонит по указанному номеру. Где его убеждают, что карта «действительно заблокирована» и просят «сверить данные, чтобы устранить недоразумение». Таким образом, владельцы сами выдают номер карты, срок ее действия и CVV-код.

Затем жертву просят продиктовать проверочный код, который приходит в SMS, чтобы якобы удостовериться в личности звонящего. Надо ли говорить, что диктуя код из сообщения, человек собственноручно подтверждает мошенническую операцию – переводит деньги на карту преступника, а не предотвращает ее блокирование.

Схемы мошенничества с картами

Как избежать: Не звоните по указанному номеру, лучше обратитесь непосредственно в своей банк. Настоящие сотрудники банка никогда не будут спрашивать конфиденциальную информацию по телефону, поэтому ничего о себе не сообщайте.

Опасные интернет-покупки

Считается, что на сайтах объявлений с мошенничеством сталкиваются обычно покупатели товаров. Но, как показывает практика, под угрозой оказались и продавцы.

К примеру, злоумышленник звонит продавцу не самого бюджетного товара, соглашается на покупку и просит номер карты, на которую нужно перевести деньги. Затем говорит, что возникла сложность при оплате – он пытается оплатить покупку от имени юрлица, а продавец – физлицо. Поэтому, чтобы пропустить оплату, банк требует подтвердить личность получателя с помощью проверочного кода в SMS. Диктуя псевдо-покупателям проверочный код, продавец, разумеется, не личность свою подтверждает, а «дает добро» на снятие собственных средств.

Для усиления эффекта мошенники иногда давят на продавца с двух сторон – звонят по очереди, один представляется покупателем, второй сообщает, что он сотрудник банка отправителя. Убеждает жертву, что клиент отправил оговоренную сумму. И просит подтвердить, что получатель действительно является владельцем карты, продиктовав код, который придет на его номер телефона.

Как избежать: Никому не диктуйте проверочный код в SMS. Он вам может прийти только для подтверждения снятия средств или входа в интернет-банкинг, причем только в том случае, если вы осуществляете эти действия в данный момент. Установите интернет-лимит – сумму, больше которой нельзя потратить в течение 24 часов. Если поставить нулевой лимит, то мошенники не смогут снять деньги даже при вышеперечисленных условиях.  Для получения средств на карту с вашей стороны ничего не требуется, кроме ее номера и ФИО.

Махинации с благотворительными картами

Преступники не упускают возможности нажиться и на тех, кто сам нуждается в помощи. К примеру, семья тяжело больного человека собирает средства на дорогостоящую операцию с помощью общественных организаций, открывает в банке соответствующую карту.

Мошенники могут назваться представителями крупной благотворительной организации, попросить банковские реквизиты и пообещать скинуть определенную сумму. И действуют по уже известной схеме. Перезванивают и сообщают, что их банк просит подтвердить личность получателя, так как сумма крупная и пропустить ее без SMS-подтверждения не могут. На телефон владельца карты приходит код, который мошенники просят продиктовать им или «сотруднику банка». Заподозрить неладное на этом этапе успевают далеко не все.

В результате нуждающийся человек остается не только без благотворительной помощи, но и без тех средств, которые уже успел собрать ранее.

Как избежать: На благотворительных картах обычно уже стоит лимит на снятие средств. Тем не менее, помните, что благотворительные организации и банки никогда не потребуют подтверждения какой-либо информации через SMS или по телефону.

«Кредитное» мошенничество с украденными картами

Владельцы украденных или утерянных банковских карт, которые вовремя их не заблокировали, также нередко становятся жертвами мошенников. К примеру, имея на руках физическую карту и PIN-код, злоумышленники могут привязать ее к своему номеру телефона через банкомат. Именно такая ситуация недавно и произошла в Киеве.

«Мужчина пытался совершить P2P-перевод онлайн, чтобы погасить кредит, но операция была отклонена, потому что смена финансового номера телефона произошла непосредственно перед осуществлением перевода. Система фиксирует это как подозрительную транзакцию. Банк, выдавший карту, снял данное ограничение, кредит был погашен. Но спустя несколько часов оказалось, что карта, с которой совершалось погашение, была краденной», — сообщает менеджер по качеству обслуживания клиентов компании «Platon» Вита Лысаковская.

Помимо того, что настоящая владелица лишилась средств, так еще и обзавелась долгами –  преступник успел взять на ее карту новый кредит и тут же снять деньги в банкомате. К сожалению, вернуть средства в этом случае банк не сможет – отклонить платеж удается только в том случае, если деньги еще на счету.

Предотвратить подобные мошеннические операции может банк, выдавший карту.

«Именно поэтому считаются подозрительными транзакции, проведенные в течение 24 часов после смены PIN-кода или привязки карты к другому финансовому номеру. За минувший месяц при проведении переводов с карты на карту через систему Platon зафиксировано 44 неуспешных перевода в рабочее время 9.00 до 22.00. Также поступил 31 звонок с обращениями от пострадавших по поводу успешных и неуспешных случаев мошенничества при переводе», – акцентирует менеджер по качеству обслуживания клиентов компании «Platon» Вита Лысаковская.

Как избежать: Как только заметите пропажу – сразу же звоните в банк и блокируйте ее. Именно поэтому мошенники снимают деньги в считанные минуты после кражи кредитки.

К слову, интернет-магазинам свести к минимуму мошеннические операции с оплатами товара позволит подключение системы электронных платежей. Система Platon подходит для любых приложений, e-магазинов, онлайн-сервисов. Защита платежей осуществляется по европейским протоколам Protective Security Detail 2.0 и General Data Protection Regulation. Используются технологий SecureCode от Mastercard, 3D-Secure от Visa, ручная и автоматическая антифрод-система, что позволяет защитить счета клиентов и торговца от посягательств мошенников.

Неожиданный перевод от неизвестного отправителя

Нередки случаи, когда людям приходит сообщение о том, что им поступил денежный перевод. Для получения средств предлагается связаться с банком по указанному в сообщении номеру. Не все задумываются о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и звонят, чтобы узнать, как получить деньги.

На другом конце провода могут представится сотрудниками банка и попросить уточнить информацию – номер карты, срок ее действия и ФИО. Подтвердить получение перевода жертве предлагается через SMS-сообщение, как во всех предыдущих вариантах мошенничества.

Многие считают, что без CVV-кода (три цифры на обратной стороне карты) преступники не смогут снять средства с их счета, но это ошибочное мнение. Даже если введен неверный CVV, но код подтверждения из SMS верный – транзакция все равно будет совершена.

Как избежать: Не стоит быть наивными и верить в чудо. Получив сообщение подобного содержания – просто проигнорируйте его.

Стоит отметить, что несмотря на очевидные признаки мошенничества, не всем жертвам удается вовремя распознать преступные действия. Ведь достаточно часто аферисты представляются заслуживающими доверия лицами – сотрудниками службы безопасности банка, СБУ и пр.  Нередко в ход идут угрозы и запугивания грубым тоном – на это стоит обратить особенное внимание. Ведь сотрудники банка никогда не будут кричать или запугивать клиентов, так как это, как минимум, неэтично.

Методы мошенничества с картами

Итак, подведем итоги, что стоит помнить, чтобы не стать жертвами злоумышленников? Вы столкнулись с мошенником, если неизвестные лица по телефону от вас требуют:

  • продиктовать код, пришедшей в SMS на ваш телефонный номер, чтобы подтвердить личность, получение перевода и пр;
  • выспрашивают номер карты/срок ее действия/пин-код и другую конфиденциальную информацию;
  • запугивают блокировкой карты;
  • отправитель просит вас снять интернет-лимит;
  • просят подтвердить получение перевода с помощью SMS или последних 4 цифр номера карты.

Будьте внимательны, не позволяйте аферистам завладеть вашими средствами!