Развитие ecommerce в Украине

По темпам роста электронной коммерции Украина вышла на 2 место в мире

Сегмент розничных продаж на рынке электронной коммерции стремительно растет во всем мире. Рост объемов рынка в Украине ежегодно растет более, чем на 30%, сообщает Better Regulation Delivery Office.

Согласно исследованиям Офиса эффективного регулирования, мировой рынок электронной коммерции ежегодно растет на 23-25%. В Украине этот показатель на 5% выше, несмотря на не самые современные условия. По уровню проникновения интернета наша страна занимает последнее место в мире, предпоследнее место в Европе по ВВП на душу населения, и на 20% отстает по уровню проникновения банковских карт от соседних стран.

В 2017 году объем e-commerce-рынка в Украине составил 3,2% общего объема розничных продаж, превысив 50 млрд. долларов. Темпы роста e-commerce коммерции в 2018 году составляют 31%, занимая вторую позицию в мире после Бельгии.

Основными игроками рынка электронной коммерции являются маркетплейсы, интернет-магазины, классифайды, логистические компании, прайс-агрегаторы и пр.

Существенной проблемой для рынка является обязательство продавца предоставлять фискальный чек в печатном виде в момент поступления средств за товар. Это практически исключает интернет-эквайринг с объемом платежей свыше 7.5 млрд грн в год и оплату наложенным платежом объемом более 12 млрд грн в год. Выходом может стать разрешение предоставлять фискальные чеки в электронной форме», — отмечает Александр Кубраков руководитель сектора IT & Telecom BRDO.

Тем не менее, в Украине это проблематично. Покупатель оплачивает товар наложенным платежом через службу доставки, а продавец в этот момент не может предоставить распечатанный чек. Та же ситуация для интернет-эквайринга: оплата может поступить в нерабочее время, а товар и кассовый аппарат могут находиться в разных местах. В Европе данный вопрос решается с помощью цифровых чеков. Урегулировать вопрос специалисты предлагают с помощью изменений в законодательстве, чтобы обеспечить возможность использования электронных чеков.

Еще одна проблема связана с защитой прав потребителей. Не все продавцы указывают реквизиты субъекта хозяйственной деятельности при online-торговле. В этом случае сложно отследить продавцов некачественных товаров, проверить факт покупки и полноценно защитить права потребителя. В качестве решения специалисты предлагают ввести требования к маркетплейсам по размещению информации, идентифицирующей продавца. Или обратиться к электронным чекам, где указываются необходимые реквизиты.

Напомним, ранее мы писали, что в Европе планируют снизить комиссию между банковскими картами Mastercard и Visa.