В 2020 году МФО компании подписали Кодекс профессиональной этики, призванный защитить права заемщиков и кредиторов.
Разработан данный документ и утвержден Всеукраинской Ассоциацией Финансовых Компаний с учетом законодательства о регулировании рынков финуслуг Украины для совершенствования добропорядочной коммерческой практики.
Среди целей кодекса – обеспечение защищенности и спокойствия потребителей финуслуг, уверенности контролирующих органов в том, что украинский рынок успешно регулируется. В свою очередь, владельцам бизнеса и инвесторам документ дает понимание, что МФО в Украине работают в соответствии с общеевропейскими стандартами.
Как сообщили представители НБУ на круглом столе в рамках подписания кодекса, разработка корректной модели регулирования микрокредитования существенно ускорит развитие экономики государства, а также позволит всем достичь сбалансированного взаимодействия между потребителями финуслуг, регуляторами и кредиторами.
Стоит напомнить, что с июня текущего года к НБУ перешел мандат по надзору и регулированию рынка микрокредитования. Контролировать и вести надзор за МФО будет специально созданное подразделение.
Положения Кодекса профессиональной этики МФО
Основные положения данного кодекса направлены на создание в Украине единых стандартов работы кредитных компаний с должниками, которые бы соответствовали международным требованиям.
Так, среди основных пунктов выделяются меры, которые обеспечивают защиту прав потребителей кредитных продуктов и стандарты взаимодействия Кредитора с Должником.
Более 20 крупнейших микрофинансовых организаций, подписавших Кодекс, обязуются:
— Не раскрывать ведомости про должника, процесс взыскания долга и суммы третьим лицам без согласия должника на это.
— Внедрять, придерживаться и регулярно обновлять систему защиты конфиденциальной информации клиентов МФО и систему защиты персональных данных должников.
— Уведомлять должника, если телефонный разговор с ним записывается
— Брать во внимание просьбы должника о времени телефонного разговора. В случае целесообразности – о времени и месте личной встречи.
— Также акцентируется, что желательно, чтобы сотрудничество с должником вел один менеджер, тот, с которым должник ранее успешно взаимодействовал или выражал желание коммуницировать.
В Кодексе акцентируется, что в рамках мероприятий по урегулированию просроченного долга недопустимыми являются:
— Действия, которые ставят под угрозу здоровье, честь, жизнь или достоинство физических лиц. Запрещено насилие, использование угроз, силы в отношении должника либо членов его семьи.
— Недопустимо использование нецензурной лексики или совершение других действий, нарушающих гражданский порядок.
— Также Кодекс запрещает сотрудникам кредитора предоставлять должнику ложные сведения о принадлежности их к представителям органов государственной власти, местного самоуправления или правоохранительным органам.
— Недопустимо предоставление заемщикам ложных данных о последствиях для них в случае невыполнение должником своих обязательств.
— Ограничивается время взаимодействия с должником – запрещено беспокоить должников или их представителей ночными звонками. В частности, с 22.00 до 7.00 в будни и с 20.00 до 8.00 в праздники и выходные.
— В целом, общее количество взаимодействий с должником не должно быть более 5 раз в сутки.
Слабые места в рынке микрокредитования
Эксперты также поднимают наиболее уязвимые моменты в отрасли микрокредитования, с которыми есть возможность справиться благодаря объединению общих усилий участников рынка и государства.
Среди актуальных вопросов – достаточно сложный механизм внедрения верификации пользователей для снижения мошеннических операций.
Стоит отметить, что в Украине разрабатывается законодательство о платежных услугах и о регулировании финуслуг для регулирования работы МФО, лизинговых компаний и ломбардов.
Напомним, ранее мы писали о том, что владельцы Apple Card теперь могут совершать онлайн-платежи с ПК.
На нашем сайте используются файлы cookie для сбора информации в маркетинговых целях. Подробно о сборе информации вы можете ознакомиться в «Политике конфиденциальности».