Сегодня мы хотели бы поговорить о маркетинг-аналитике и о том, какую роль она играет для бизнеса, будь то стартап или уже давно существующий на онлайн-просторах бизнес.
Также мы рассмотрим, какие сервисы будут наиболее информативны в условиях отсутствия собственного маркетинг-аналитика, если таковой вам пока не по карману.
Как показывают исследования компании Gartner, бизнес все меньше выделяет бюджета на непосредственно рекламу и все больше – на маркетинг-аналитику и маркетинговые исследования.
Маркетинговая аналитика включает использование маркетологами техник и технологий для сбора, анализа, моделирования и визуализации данных. Это помогает наглядно видеть имеющиеся тенденции и вовремя принимать решения о рекламных кампаниях на основе этих данных.
Итак, прежде, чем приступить к обзору инструментов аналитики, давайте посмотрим, какие показатели важны для анализа и что нужно считать.
Brand metrics – упоминания бренда. Данная метрика позволяет увидеть, насколько хорошо потребители понимают, кто вы такие, как часто о вас говорят в сети и в связи с какими вопросами, упоминают ли вас СМИ, а также понимать, какие варианты названия бренда используют пользователи для поиска вашего сайта.
Marketing performance. Показатели эффективности, благодаря которым можно посчитать ROI (коэффициент возврата инвестиций), что позволяет понять эффективность вложений в рекламу.
Conversion metrics. Метрики конверсии, которые помогут отследить, сколько посетителей доходят до корзины и успешно оплачивают товар/услугу на вашем сайте. А на конвесрию, как известно, может повлиять целый ряд факторов: пользовательский опыт, скорость ответа сервера, цены, подбор платежных решений и инструментов.
Теперь давайте посмотрим, какими сервисами располагает бизнес и что можно анализировать с их помощью.
Google Analytics – бесспорный лидер в вопросах анализа веб-сайтов вот уже более 10 лет. Инструмент имеет массу плюсов – интуитивно понятный в использовании, бесплатный, легко интегрируется с другими продуктами Google, в том числе с Datastudio.
Посмотреть здесь можно буквально все – наиболее посещаемые страницы, конверсию, отследить поведение пользователей на сайте, информацию об аудитории, время пребывания на сайте и пр. В общем, полный набор показателей эффективности маркетинга. Этот же инструмент может подсказать, куда смотреть для выявления причин низкой конверсии и вовремя выявить, на каком этапе исчезают покупатели. К слову, одной из причин низкой платежной конверсии является неподходящий или скудный набор методов оплаты.
К примеру, покупателю предлагаются неиспользуемые в Украине платежные сервисы (Pay Pal, WebMoney и пр) или возможность оплатить покупки или услуги только одним способом. В этом случае для повышения платежной конверсии целесообразнее обратиться к платежному провайдеру, чтобы расширить спектр методов оплаты на сайте. К примеру, PSP Platon обладает широким выбором инструментов, независимо от CMS, на которых они работают. Как правило, добавление таких популярных методов оплаты на сайте, как Google Pay и Apple Pay существенно повышают платежную конверсию, что вы сразу сможете увидеть в Google Analytics.
Open Web Analytics — бесплатная платформа для веб-аналитики с открытым исходным кодом. Обладает полным набором функций: сбор данных о поведении посетителей, отчеты, тепловые карты страниц. Правда, есть нюанс – без технических знаний здесь можно запутаться, а интеграция с рекламными сервисами возможна только по API.
SimilarWeb – сервис для отслеживания и сравнения своих позиций с конкурентами. Обладает бесплатным и платным набором функционала, который позволяет усовершенствовать стратегии привлечения платного и органического трафика. А также дает возможность проанализировать тенденции рынка, определить ведущих игроков рынка и понаблюдать за стратегиями конкурентов: поисковые запросы, по которым их находят, популярный контент, стратегии проведения рекламных кампаний и пр.
Плюс сервиса в простом и доступном даже для технические неподкованного сотрудника. Минус – в ограниченных возможностях бесплатной версии. Так что для получения более развернутого анализа придется все-таки потратиться.
Alexa – аналог предыдущего сервиса, однако с более узким функционалом с прицелом на SEO-аналитику. Понадобится для изучения конкурентов, стратегии продвижения в сети, оптимизации поисковых запросов и корректирования своей рекламной кампании.
Среди главных заблуждений, которых придерживаются стартапы и новички в онлайн-бизнесе – это мнение о том, что маркетингу и аналитике стоит уделять внимание только при наличии «лишнего бюджета», что крайне неверно. Лучшей стратегией с самого старта будет подробное изучение лучших практик рынка, настройка Google Analitics, автоматизация отчетности в Google Sheets и детальное изучение позиций конкурентов.
На нашем сайте используются файлы cookie для сбора информации в маркетинговых целях. Подробно о сборе информации вы можете ознакомиться в «Политике конфиденциальности».